Рим в средние века

   В 4 в. Римская Империя и её столица пали под натиском племён вандалов. Большинство зданий разрушено, античные статуи и предметы искусства, нормы морали и права не представляют для пришельцев ровно никакой ценности. Рим погружается в тьму. На фоне общего упадка, тем не менее, растёт власть Папы, который фактически подчиняет себе город и окружающие его провинции. В  7 в. о Риме снова вспомнили и заговорили. Он был возвышен до церковно-политического центра Европы, а в 756 г. Ватикан назван столицей Папской области.  Будущий Ватикан крепнет, возводятся новые соборы и церкви — и вскоре Рим становится оплотом формально духовной, но фактически весьма светской власти.
    Религиозные догматы христианства накладывают печать на философию, литературу, искусство, этические и эстетические идеалы средневекового общества. Церковь — стремясь быть "всеобщей", обращалась ко всему народу, ко всему обществу обращались и произведения средневекового искусства, основным заказчиком которых была церковь.
   Средневековое мироощущение предполагает иной взгляд на человека, который существенно отличается от античных представлений. Человек в сознании людей перестает быть центром мироздания, мерой всех вещей. Он становится лишь мельчайшей частицей вселенной, подвластной ее космической энергии, ее могучим неведомым силам.
   Образ человека в искусстве утрачивает разумную ясность, одноплановость, внутреннее равновесие античных идеальных героев, становится более многообразным, глубоким, противоречивым. Расширяется сфера явлений, отображаемых в искусстве. Получают широкое развитие темы страданий во имя веры, стоического мужества, разрабатывается идеал материнства.
   Обнаружив в мире зло и уродство, средневековые художники развивают в своем искусстве проблему характерного, безобразного.
   Западноевропейское, в том числе и римское искусство X-XII вв., определяют как романское, хотя термин "Романский стиль" возник в XIX в. 
Широкое распространение в романском искусстве получила монументальная скульптура (особенно рельеф), которая часто расписывалась красками. Романская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты "Священного писания" размещались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и колоннах, они подчинялись форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения вытянутые, удлиненные, в фризах приобретали приземистые формы.
   Центральный образ романской скульптуры — Христос. Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образах рая и ада; возвышенному противопоставляется низменное, трагическому — комически-гротескное. Например, в тимпане собора Святого Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене "Страшного суда" грозному и величественному образу Иисуса Христа противопоставлен почти комедийный сюжет: ангел и дьявол, изображенный одновременно страшным и смешным, взвешивают добрые и злые дела умерших.

Центр тимпана занимает огромная фронтально развернутая фигура Христа. Четыре ангела поддерживают окружающую его гигантскую мандорлу (особая, овальная форма нимба), овал которой находит отзвук в полукружиях архивольтов.
    Вверху, по правую руку Христа, изображены ангелы, которые  сопровождают праведников в рай, по левую - черти тащат грешников в ад. Там же взвешиваются добрые и дурные поступки людей: ангел (архангел Михаил) и дьявол держат весы, и каждый старается перетянуть чашу на свою сторону. У ног ангела в страхе перед предстоящим судом в складки его одежды прячутся маленькие человечки. В нижнем ярусе теснятся души, с трепетом ожидающие приговора. На рельефе начертаны две фразы: «Так воскреснет тот, кто не вел безбожную жизнь» и «Пусть содрогнется от ужаса впавший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изображенная здесь».
    Место ада и рая в композиции было обусловлено освященным традицией противопоставлением благостной правой и проклятой левой сторон, однако рельеф в Отёне оставлял зрителю возможность сделать самостоятельный выбор. Изображенные наглядные антитезы последовательно убеждали, а не насильственно внушали. Мастер с завидной изобретательностью противопоставил рай и ад, сатану и апостолов, праведников и грешников.  Изобразительный язык Жильбера конкретен и сочен, в рельефах много живых наблюдений и выразительных деталей, ритуальное сочетается подчас с бытовым.
   Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседневными делами и заботами, появляются герои  фольклора, порожденные народной фантазией: химеры, демоны в получеловеческом полузверином обличье. Романские скульпторы, разрабатывая проблему безобразного, тяготели к фантастическим, чудовищным образам.
   Ведущим видом романского искусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в.). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий. В каждой стране этот стиль складывался под воздействием и сильным влиянием местных традиций — античных, сирийских, византийских, арабских.
ПРИМИЕЧАНИЕ:
Равенна. Гробница короля Теодориха
     Значительным наследием христианского искусства V и VI вв. является город Равенна, некогда столице Западной Римской империи императора Гонория.  Сооружения этого периода являются свидетельством соединения римских традиций и восточных влияний. Для них характерно использование кирпича и богатое мозаичное убранство интерьеров. Так, рядом оказываются базилики (Сант Аполлинаре Нуово) и центрические сооружения. Яркий пример последних — храм Сан Витале. Это здание, несмотря на свои большие размеры, производит впечатление легкости и большого количества света. Купол очень интересным способом сложен из пустотелых фасонных кирпичей в виде глиняных горшков.  В Равенне, недалеко от морского берега высится массивная и суровая гробница остготского короля Теодориха (около 526 г. н. э.), тщетно пытавшегося объединить под своей державой римлян и готов. По сей день гробница остается наиболее интересным сооружением Равенны.
         Круглая башня гробницы короля Теодориха поднимается над десятигранным основанием. Вместо купола мавзолей перекрыт одним из самых больших монолитов, когда-либо употреблявшихся в строительстве (диаметр 10,5 м, высота 2,5 м). Эта глыба, добытая на противоположном берегу Адриатического моря, в каменистой Истрии, и там выдолбленная для уменьшения веса, была доставлена в Равенну подвешенной между кораблями. Затем монолит был поднят на земляную насыпь в уровень гробницы и увенчал башню на многометровой высоте, что показывает, как прочны еще традиции строительного мастерства римского времени. Хоть зодчий, его воздвигнувший в VI в., вероятно, изучал восточные и римские памятники, их стройность уступила тут место несколько грубоватой упрощенности, сочетающейся с внушительностью общего облика. Среди народов, оседавших на развалинах Римской империи, очевидно, еще сохранялись такие строительные навыки.
Дворцовая капелла в Аахене
  Дворцовая капелла в Аахене — единственный сохранившийся относительно неприкосновенным фрагмент знаменитого Аахенского дворца. Это уникальный памятник архитектуры времён Карла Великого, который здесь похоронен. На протяжении 600 лет в часовне проходила церемония коронации императоров Священной Римской империи. Капелла дала городу его французское название — Экс-ля-Шапель. Ныне входит в комплекс Аахенского собора (памятник Всемирного наследия).  Карл Великий начал строительство дворца в Аахене не позже 792 года. Дворцовая церковь была освящена папой Львом III во имя Девы Марии в 805 году. Восьмигранное здание симметрично в плане и увенчано куполом.
  В его архитектуре преломились мотивы позднеантичной и ранневизантийской архитектуры (один из вероятных прообразов — равеннская Сан-Витале).
     Проект разработал некий Одон из Меца.  Колонны и декоративное убранство, по свидетельству Эйнхарда, представляют собой сполии, доставленные для украшения капеллы по приказу императора из Равенны и Рима. Храм был призван наглядно воплотить притязания Карла на преемственность по отношению к римским и равеннским императорам. Подкупольные фрески с течением времени были заложены мозаиками. В отличие от этих элементов убранства, трон Карла с мраморными инкрустациями сохранился до наших дней.

Церковь  в Гернроде
    Суровость    и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.

                                            Готическое искусство
   Как и все западноевропейское искусство, римское, или точнее сказать итальянское,  примерно с XII  века переживает следующую ступень в развитии средневекового искусства – готику (название появилось  в эпоху Возрождения).  Готическое искусство поражает разнообразием форм, единством и целостностью во  всех своих проявлениях.
    Как и вся средневековая художественная культура искусство готики глубоко религиозно, но оно тяготеет к жизни, природе, человеку. Мастеров нового стиля интересует конкретный человек с его чувствами, красота природы. Высокая одухотворенность образов готики, свойственная им удивительная гармония подготовили приход искусства Возрождения. 
    В синтезе скульптуры и архитектуры этого времени наблюдается усиление роли скульптуры, поднимается ее самостоятельное значение. Продолжается начатое романскими мастерами выделение образа человека в общем декоративном убранстве. Статуи, обычно имевшие теснейшую связь со стеной, опорой часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Более динамичный характер фигурам придают легкие повороты торсов, живые позы и жесты. Расцвет готической скульптуры приходится на XII -XIII вв. 
    Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва («Святая Мария над Минервой») — единственная готическая церковь Рима. Находится поблизости Пантеона на месте античного храма Минервы. За малопримечательным фасадом скрывается просторный и пышный интерьер доминиканского храма Рима — в значительной степени результат поновлений, предпринятых в XIX веке. Развалины храма Минервы, построенного на Марсовом поле Помпеем в I в. до н. э., сохранялись до VIII века, когда папа Захарий уступил этот участок греческим монахам. В XIII веке их место заняли доминиканцы, которые и возвели существующую церковь в 1280—1370 гг. И строители и прихожане храма были флорентийцами. В 1380 г. здесь умерла и была погребена св. Екатерина Сиенская.
   В этой церкви (или около неё) собирались комиссии по вопросам отречения еретиков и проводились сами ритуалы отречения. В частности, именно здесь отрекались от своих «заблуждений» Галилей и граф Калиостро. 
   Среди художественных сокровищ церкви — капелла Карафа с росписью Филиппино Липпи, барочная капелла Альдобрандини и статуя стоящего с крестом Христа (1521, работа Микеланджело). Сразу перед храмом стоит мраморный слон, на которого Бернини водрузил в 1667 г. небольшой египетский обелиск.
    В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии.
        Палаццо Дожей, (Palazzo Ducale). Венеция. Был заложен еще в IX в. как оборонительное сооружение, но несколько раз подвергался пожарам, вследствии чего, много раз перестраивался. Первоначальный квадратный план здания с большим внутренним двором остался почти без изменений, а нынешние фасады приобрели свой исламский дизайн к началу XV в. Первый сквозной этаж образуется легкой аркадой, на втором этаже подхватываемой ажурными колоннами с удвоенным шагом, на которых покоится огромный блок третьего этажа. На протяжении веков только это здание Венеции именовалось палаццо, все остальные дворцы, носили скромное название Ca’ (сокращенный вариант от Casa, то есть просто дом). Здесь размещалась не только резиденция дожа, но также совет Республики, суд и даже тюрьма.
         Миланский собор, 1386-XIX в. Изначально был задуман такого огромного размера (в нем помещается 40 тысяч человек), что с большими трудностями смог быть частично завершен только к концу XVI в.
    Строительство началось в 1386 г., а в 1390 г. было объявлено о сборе средств и посильной помощи среди миланцев для ускорения строительства собора.


   Первоначальный замысел предполагал кирпичную кладку, что можно увидеть и сейчас в северной сакристии собора, но в 1387 г. герцог Висконти, желавший видеть собор великим символом своей власти, пригласил ломбардских, немецких и французских архитекторов и настоял на использовании мрамора. В 1418 г. собор был освящен папой Мартином V, но оставался незаконченным до XIX в., пока при Наполеоне был не завершен фасад. Более пяти веков строился этот собор и, в результате, соединил многие черты архитектурных стилей, от барокко до неоготики.
Ка д’Оро (итал. Ca' d’Oro - Золотой дом) в Венеции. Расположенный на Большом Канале этот дворец претерпел множество изменений, а в интерьере осталось очень мало от готического дворца XV века.

Комментариев нет:

Отправить комментарий